02.03.2010г.в Париже Президент России Медведев Д.А выступал за развитие в России системы третейского судейства.
На встречие с французкими деловыми кругами, он заявил, что «Мы должны гораздо более полно использовать процедуру третейского разбирательства, которая распространена в Европе, особенно в бизнес-среде».
По его мнению, третейские и арбитражные суды, которые формируются самим бизнесом, «очень удачный пример того, как можно применять законодательство в судебной сфере без использования государства.Главное, чтобы эти решения впоследствии исполнялись. И вот тогда ситуация с применением закона в нашей стране станет действительно лучше», - отметил президент.
«За последние два-три года это законодательство пришло в движение, и сами сотрудники правоохранительных структур, судьи, юристы в целом чувствуют, что изменения наступают», - сказал он.
«Задача создать современную качественную правовую систему, судебную систему является в высшей степени актуальной для нашего государства. Я буду этим заниматься лично, потому что считаю это ключевым приоритетом нашего развития и одной из составляющих модернизации нашего общества", - подчеркнул Медведев.
В конце 2012г. будучи уже Председателем Правительства РФ Медведев Д.А. сформулировал поручение Минэкономразвития России и Минюсту России об образовании рабочей группы из числа представителей заинтересованных органов исполнительной власти, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и организаций в целях развития института третейских судов в Российской Федерации, а также формулирования соответствующих предложений.
12.12.2012г. и 12.12.2013г. всвоих Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, В.В. Путин подчеркнул необходимость подготовки комплекса мер по развитию третейского судопроизводства в России, причем на качественном новом уровне, а также указал, что «лучший способ сделать бизнес патриотичным, обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнение договоров, сделать привлекательную Российскую юрисдикцию».
«Механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьезно повысить авторитет третейских судов».
Этими поручениями был дан официальный старт третейской реформе.
Поручения Президента РФ и Председателя Правительства РФ наделяли полномочиями по созданию рабочих групп по третейской реформеи подготовки официальных концептуальных предложенийкак Минэкономразвития России, так и Министерство юстиции.В дальнейшем инициатива реформирования полностью перешла к Минюсту России, которое создало так называемую межведомственную рабочую группу.
Во второй половине 2013г. комплекс мер по развитию третейского судопроизводства получил поддержку и был принят Правительством РФ за основу для реформирования действующего законодательства, что предопределило следующие шаги реформирования: разработку и внесение в Госдуму РФ проекта федерального закона, направленного на совершенствование системы третейского судопроизводства (в срок до 15 июля 2014 г. - согласно поручению Президента РФ В.В. Путина; в срок до 2 июня 2014 г. - согласно указанию Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева).
В начале июля 2013 г. в Санкт-Петербурге в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина состоялся Первый Всероссийский форум третейского и делового сообществ, на котором обсуждались базовые подходы к третейской реформе и конкретные предложения ЭСТС по совершенствованию законодательства, а также демонстрировались достижения ведущих третейских институтов страны, поскольку многие центры третейского разбирательства, включая Третейский суд при ТПП РФ, Третейский суд при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, Третейский суд "Газпром", Сибирский третейский суд, Межрегиональный третейский суд, Международный третейский суд "IUS", Третейский суд при Фонде "Право и экономика ТЭК", отмечали 20-летие своей деятельности.
(Отчет о Всероссийском форуме третейского и делового сообществ "Совершенствование законодательства о третейском разбирательстве и международном арбитраже: современные стандарты и подходы ведущих арбитражных институтов" // Третейский суд. 2013. N 6. С. 19 - 24.)
Показать достижения третейских судов страны было особенно важно в создавшейся обстановке, когда без какого либо мониторинга активно формировалось мнение о глобальных злоупотреблениях в третейском разбирательстве в нашей стране, создававшее атмосферу истерии и демонизирующее идею третейского разбирательства. Итоговый документ Форума отражал реальный уровень развития АРС в нашей стране <1> и по сути в концентрированном виде представлял собой Концепцию развития АРС в России, о чем были проинформированы все ветви государственной власти страны.
(Резолюция Всероссийского форума третейского и делового сообществ "Совершенствование законодательства о третейском разбирательстве и международном арбитраже: современные стандарты и подходы ведущих арбитражных институтов" // Третейский суд. 2013. N 6. С. 28 - 31.)
Согласно Поручению Президента РФ, срок внесения законопроектов по третейской реформе заканчивался 15.07.2014г. Однако законопроекты на рассмотрение в Госдуму так и не были внесены. Стало известно о том, что третейские законопроекты, подготовленные Минюстом России, не получили одобрения в Администрации Главы государства, о чем говорилось в Заключении Государственно-правового управления Президента РФ. Наиболее существенными моментами заключения являлись следующие позиции ГПУ:
1) предмет международного коммерческого арбитража должен был регулироваться только одним федеральным законом - Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже";
2) третейские суды не должны быть подчинены государственным судам или федеральным органам государственной власти, поскольку они имеют договорную природу; наделение государственных судов или федеральных органов государственной власти многочисленными существенными полномочиями, влияющими на деятельность третейских судов, нежелательно;
3) проработка вопроса о применении требований к третейским судам ad hoc недостаточна;
4) требует дополнительного обоснования и приведения убедительных аргументов концепция, предусматривающая разные правовые режимы в отношении третейских судов при торгово-промышленных палатах и иных третейских судов;
5) внесение изменений в Уголовный кодекс преждевременно, поскольку не представлено обоснование необходимости криминализации тех или иных действий арбитра. Рассмотрение арбитра в качестве должностного лица, как это представлено изменениями в УК, видится спорным;
6) законопроекты требуют согласования с проектами других федеральных законов, находящихся в Государственной Думе, в том числе принятым в первом чтении проектом Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже";
7) необходимо уточнение мнения Верховного Суда РФ по законопроектам, замечания которого учтены не в полном объеме.
В пояснительных записках к законопроектам, определены были главные цели или результаты третейского реформирования на современном этапе:
- цели, связанные с развитием третейского разбирательства в России: повышение качества третейского разбирательства и востребованности данного института гражданского общества; развитие арбитража в России на новом качественном уровне, повышение его авторитета и привлекательности, повышение инвестиционной привлекательности и деофшоризации национальной экономики;
- борьба с многочисленными злоупотреблениями;
- цели, предполагающие учет международных стандартов арбитрирования: гармонизация регулирования институтов третейского разбирательства внутренних споров и международного коммерческого арбитража, учет мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов и текущего состояния их развития в стране;
- снижение нагрузки на государственные суды.
И вот, 29 декабря 2015 года Президент подписал Федеральный закон № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон № 382-ФЗ).
Можно полагать, что новый уровень по развитию альтернативного негосударственного правосудия начался 1 сентября 2016г. со вступлением в силуЗакона № 382-ФЗ, который сменил Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» утративший свою силу.
С принятием нового Закона № 382-ФЗ, были подготовлены и взаимосвязанные изменения в 12 Федеральных законов: Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, «О статусе судей», «О международном коммерческом арбитраже», «О торгово-промышленных палатах», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве)», «О саморегулируемых организациях».
Так как деятельность постоянно действующего арбитражного учреждения должна способствовать более широкому применению в Российской Федерации арбитража, укреплению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота, были введеныновые требования для постоянно действующего арбитражного учреждения:
1.Запрет создания и работы арбитражных учреждений при коммерческих организациях. Третейские суды, которые уже рассматривают споры, получили год, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми правилами. Исключения касаются только арбитража, начатого и не завершенного до 1 сентября 2016г. К таким делам применяются положения глав 7 («Оспаривание арбитражного решения») и 8 («Приведение в исполнение арбитражного решения») Закона № 382-ФЗ. Если они этого не сделают, то потеряют право рассматривать дела. Решения судов будут считаться принятыми с нарушением процедуры арбитража (ч. 15 ст. 52 Закона № 382-ФЗ, Компетентный суд не выдаст исполнительный лист для принудительного исполнения арбитражного решения (ч. 13 ст. 52 закона № 382-ФЗ).
2. Введены специальные требования к наименованию третейского института (п. 13 ст. 44), запрещающие включать словосочетания "арбитражный суд" и "третейский суд", если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения;
3.Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, выдаваемого Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.44)
Решение о выдаче некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или об отказе в выдаче такого разрешения принимается по результатам анализа выполнения следующих требований:
2.1.соответствие представленных правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям Закона №382-ФЗ;
2.2.наличие у постоянно действующего арбитражного учреждения рекомендованного списка арбитровдавших в письменной форме свое согласие на включение их в этот список.
В рекомендованном списке арбитроварбитражного учреждения количественный состав определенне менее 30 человек(ч.1 ст.47) из них:
- 50% арбитров должны иметь высокий профессиональный авторитет в юридическом сообществе,их судейский стаж должен составлятьне менее 10 лет в качестве арбитра или федерального судьи в отставке;
- не менее 30% арбитров должны иметь российскую научную степень по профильным специальностям (ч.3 ст.47Закона № 382-ФЗ).
2.3.Наличие сайта арбитражного учрежденияс достоверной информацией о некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и ее учредителях (участниках)(ч.8 ст.47)
2.4.Наличие отдельного расчетного счета для администрирования арбитражного учреждени;
2.5. Наличие Комитета по назначениям численностью не менее 5 человек, избираемых из состава арбитров входящих в рекомендованный список (ч.4 ст.47)
2.6. Наличие репутации у некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, масштаба и (или) характера деятельности некоммерческой организации с учетом состава ее учредителей (участников), позволяющих обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения его создания и деятельности соответствующего учреждения.
3.Постоянно действующее арбитражное учреждение может осуществлять деятельность по администрированию арбитража при условии получения разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, после получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти письменного уведомления от постоянно действующего арбитражного учреждения об опубликовании депонированных правил арбитража и о завершении формирования ее органов в соответствии с документами, представленными для получения разрешения.
Закон № 382-ФЗ позволил:
1. создать единий реестр в форме депонирования информации о всех центрах третейского разбирательства страны, которым разрешеноадминистрировать третейское разбирательство (п.9ст.44)
2. судьям в отставке выступать в качестве арбитров (третейских судей) (абз. 1 п. 4 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации");
3. до месяца с 01.01.2017г. сократить сроки выдачи исполнительного листа и оспорить арбитражноерешение;
4. установить более либеральные условия действительности арбитражного соглашения, включая его правопреемство при уступке требования и переводе долга по основному контракту (п.10 ст. 7);
5. ввести институт предварительных обеспечительных мер(п.2 ст.17);
6.установить возможность заключения соглашений о территориальной подсудности при оспаривании и исполнении решений третейских судов (см., напр., ч. 8.1, 9 ст. 38 АПК РФ, п. 3 ст. 230 АПК РФ, п. 3 ст. 236 АПК РФ, п. п. 1, 2 ст. 30.1 ГПК РФ, п. 2 ст. 418 ГПК РФ и п. 2 ст. 423 ГПК РФ);
7. допуститьсодействия государственного суда в получении доказательств (ст. 30, 74.1 АПК РФ, ст. 63.1 ГПК РФ);
8.ввести свидетельский иммунитет для арбитров (третейских судей) (п. 6 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).
9. изменить категорию "основополагающие принципы российского права" на "публичный порядок" как основание для отмены или выдачи исполнительного листа на внутреннее третейское решение (см., напр., подп. 2 п. 4 ст. 421 ГПК РФ и подп. 2 п. 4 ст. 233 АПК РФ);